|
Конференция "Интеллект. Культура. Образование .................."Присутствовать на пленарном заседании 15 сентября с 10.00 до 13.00 можно, войдя по адресу http://ngs.adobeconnect.com/iko/, регистрация в качестве гостя
|
Ладенко И. С. Интеллектуальное сознание и когнитивная грамотность
|
Ладенко, И. С. Интеллектуальное сознание и когнитивная грамотность / И. С. Ладенко // Человеческий фактор в ускорении социального и научно-технического прогресса: тез. докл. Всесоюзной науч. конф. (Новосибирск, 4–6 мая 1989 г.). Секция 3, 5, 6. – Новосибирск, 1989. – С. 179–182.
Интеллектуальное самосознание личности выражается в том, что человек превращает свои интеллектуальные возможности в объект оценки и совершенствования, становится по отношению к ним во внешнюю позицию и осуществляет их рефлексию с точки зрения условий своей профессиональной деятельности. Такая рефлексия позволяет определить степень адекватности интеллектуальных возможностей условиям профессиональной деятельности, что выражается в соответствующей оценке адекватности. На основе этой оценки специалист может выявить множество альтернативных вариантов изменения, наращивания своих интеллектуальных возможностей. Благодаря сопоставлению и оценке подобных альтернатив он затем принимает решение о конкретном плане своего интеллектуального саморазвития. Последнее включает два взаимосвязанных направления: формирование и практическое воплощение моделей интеллектуальных систем, необходимых для решения своих профессиональных задач и приобретение для этого соответствующей когнитивной грамотности. Интеллектуальное самосознание является составной час научного мировоззрения личности, и его механизм дает ей возможность целенаправленно осуществлять свое интеллектуальное саморазвитие. Последнее связано с двумя областями научного знания, из которых черпаются необходимые сведения. К первому относится теория интеллектуальных систем, в которой выявляются их виды и структура, формируются концептуальные модели тех и других. На этом общем уровне данная теория выступает составной частью конструктивной теории познания. Вторую образуют науки, изучающие в различных аспектах познавательную деятельность человека, ее структуру, механизмы, историю.
Благодаря подобному практическому соотнесению, интеграции когнитивных знаний с практическими способами Организации интеллектуальных систем, когнитивная Грамотность специалистов превращается в их интеллектуальную культуру. Последняя выступает реальным показателем степени освоения интеллектуальных систем специалистами различных категорий. Очевидно, она формируется у специалистов на основе их интеллектуального самосознания, что выявляет роль мировоззренческого знания в развитии конкретных компонентов сознания современных специалистов сфере умственного труда.
Развитие и интенсификация интеллектуальных способностей сходят в зависимости от тех средств, которыми пользуются учащиеся или специалисты. Такие средства объединяются в комплексы и интегрируются вместе со специалистами в составе интеллектуальных систем. Поэтому качество интеллектуализации определяется особенностями создаваемых или совершенствуемых систем, в силу чего проектирование и практическое воплощение последних представляют собой комплексное решение проблемы интеллектуализации. Включение специалистов в интеллектуальные системы и организации их деятельности требуют соответствующих знаний из когнитивных наук и способов их применения. Они образуют особую область, получившую название когнитологии, а специалисты, организующие деятельность в интеллектуальных системах и распределяющие функции между людьми и техническими средствами, – когнитологов. Очевидно, что специалистам этой квалификации принадлежит принципиально важная роль в интеллектуализации образования и профессиональной деятельности. Они обращают и в роли инженеров и в роли консультантов при освоении коллективами современной информационной технологии, основывающейся на массовом включении вычислительной техники в интеллектуальные системы.
Все сказанное об интеллектуализации свидетельствует о том, что отдельные коллективы или личности должны обладать интеллектуальным самосознанием, в котором задана оппозиция объекта и субъекта совершенствования интеллекта. Только в этом е оказывается возможным целенаправленное развитие познавательных способностей, основанное на саморазвитии интеллекта личности и коллектива, В состав такого самосознания включается представления о разнообразных средствах интеллектуальной деятельности и о зависимостях уровня развития интеллекта от степени обладания этими средствами. В его состав входят также представления о конструктивной гносеологии и конкретных когнитивных науках, об интеллектуальной культуре специалиста и когнитивной грамотности, об искусственном интеллекте и когнитологии.
Очерченный комплекс представлений обслуживает широкую совокупность ситуаций, в которых специалисты оказываются вынужденными анализировать и практически совершенствовать свои познавательные способности. Но специалист может располагать очерченным комплексом средств только при предварительном Обучении, которое должно начинаться еще в общеобразовательной школе и продолжаться в высшем учебном заведении. Поэтому вполне естественно перенести или обобщить проблему интеллектуализации на сферу образования. Именно для этих условий производятся расчленение обучения мышлению не уровень подражательного развития и уровень обучения научному мышлению.
В связи с проведением интеллектуализации приходиться выделять специфический комплекс научных знаний об интеллекте и практических способов его интенсификации. Они организовываются в свою особую систему, которая в каждом конкретном случае должна обретать и свои специфические воплощения. Она может существовать в качестве системы проектирования, обучения, конструирования или консультирования. В настоящее время все это часто соединяется в деятельности одних и тех же лиц или коллективов: например, организационно-деятельностные игры или развитие творческих коллективов не основе методологии ТРИЗ. Но в перспективе возможно появление специализированных организаций по обозначенным направлениям.
Представляется, что учебные предметы, предписываемые учебными программами, должны быть так расположены, чтобы обеспечивалось поэтапное усложнение приемов и методов мышления, а следовательно, и поэтапное развитие интеллекта учащихся. Это относится как к школьному образованию, так и к подготовке специалистов. Однако нужно не только указанное расположение учебных предметов, но и формирование интеллектуального самосознания у учащихся, которое дало бы им возможность вполне осмысленно наращивать свои интеллектуальные способности. На решение этой задачи должно быть сориентировано преподавание философских элементов обществоведения в школе и курса философии в высших учебных заведениях. Вместе с тем должны осуществляться преподавателями всех дисциплин попутные комментарии по поводу приемов эвристики, Используемых в том или ином учеб ном предмете.
Для осуществления программирования учебно-воспитательного процесса и подготовки педагогов необходима своя целевая комплексная программа в каждом учебном заведении. Подобные задачи могут решаться в настоящее время путем привлечения высококвалифицированных консультантов и создания консультационных лабораторий, обслуживающих одновременно некоторое число учебных заведений. Аналогичные консультационные лаборатории могут образовываться и при решении проблемы интеллектуализации различных учреждений и организаций в сферах науки, инженерной практики, хозяйственного или социального управления. Создание подобных лабораторий становится все более и более актуальным в связи с перспективами массовой компьютеризации и информатизации общества.
Во всех случаях необходимо отчетливо представлять, что и объектами и субъектами компьютеризации или информатизации Могут выступать только организации, для которых должны разрабатываться свои специфические программа, что осуществимо только при содействии консультационных лабораторий, в которых действует комплексные бригады высококвалифицированных консультантов по все Перечисленным выше наукам и направлениям. Это относится не только к компьютеризации и информатизации, в чем нас убеждает опыт деловых игр, развития творческих коллективов и организационно-деятельностные игры.
E-mail: phileducation@yandex.ru
|