РОЛЬ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
А.Я.Кузнецова
Помимо решения традиционно философских проблем значительные философские выводы осуществляются в методологически далеких от философии областях знания. Более того, при решении любой научной проблемы философское осмысление играет роль инструмента окончательной шлифовки полученного результата.
Информационная цивилизация, решающая традиционную задачу трансляции культуры, поставлена перед необходимостью научно обосновать и технологизировать процесс собственной трансляции. Философским осмыслением названных процессов занимается философия образования.
Философия образования – новый раздел современной философии науки. В процессе разработки новых направлений философии образования стала очевидной необходимость включения в содержание высшего педагогического образования той части философии образования, которая в последние годы стала ее парадигмой. Более того, во всем объеме новой философии образования выделяется модель гуманистической философии образования, на основе которой возможна продуктивная разработка проблем образования, связанных с систематизацией научного знания, интеграцией науки и образования, проектированием новых систем образования, научным обоснованием и освоением высоких технологий в образовании.
Моделью для формирования философии образования и других разделов философии науки может служить философия естествознания, возникновение которой было инициировано теорией и практикой естествознания и которое исторически оправдано последующим развитием науки и цивилизации. Опыт становления философии естествознания показывает, что центральную роль в философии науки играет ее методологическая функция. Значение философии науки возрастает при выборе нового пути ее развития, что связано с поиском новых методологических принципов. Философия науки играет также ведущую роль в процессах интеграции различных областей знания: в том числе научного и общефилософского, естественнонаучного и гуманитарного. Наиболее органично проблема интеграции научного знания, а также проблема интеграции науки и образования вписывается в предмет исследования философии образования.
Значимость самой философии образования определяется необходимостью решения актуальных проблем философского осмысления реальной практики образования. - Научная конференция "Какая философия науки нам нужна?"-С.55. |